Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

История детской музыкальной школы №2

Дата основания Детской музыкальной школы (далее – ДМШ) в поселке Козыревск известна точно – 1 сентября 1968 года. Сохранилась первая книга приказов, в которой имеется следующая запись: «Козыревская ДМШ открыта в 1968 году с 1 сентября на основании решения Обл.Исполкома депутатов трудящихся и приказа Областного Управления Культуры». С этого времени и до сегодняшнего дня школа располагается в здании бывшей типографии, которое она до недавнего времени делила с поселковой библиотекой.

Первым директором ДМШ был назначен Кашин Владимир Николаевич, он же – преподаватель по классу баяна. Преподавателем по классу фортепиано в 1968-1969 гг. была Харченко Ольга Михайловна.

В 1968 году по классу баяна начали обучение 18 учащихся, а по классу фортепиано – 27 учащихся.

В 1969 – 1970 учебном году директором и преподавателем по классу баяна назначен Нестеров Виталий Петрович, преподавателем класса фортепиано – Погудина (Кидярова) Людмила Алексеевна. В 1970 году также на работу в ДМШ поступили Любашев Григорий Лазаревич (по классу баяна) и Антонова Татьяна Евгеньевна (по классу фортепиано).

В 1972 году вместо Антоновой Т.Е. по классу фортепиано и в качестве хоровика была принята Романова Нина Гавриловна, а в 1973 году – Каймонова Надежда Петровна (переводом из ДМШ №1 г. Петропавловска-Камчатского)

В октябре 1973 года обучению по классу баяна приступила Крылова (Смертенюк) Татьяна Николаевна, которая затем много лет отработала в Козыревской детской музыкальной школе.

Позже преподавателем теоретических дисциплин стала Назарьянц Алла Анатольевна.

В августе 1983 года на работу в ДМШ по классу фортепиано был принят Марченков Владимир Иванович, который затем стал директором школы, сменив на этом посту Кидярову Л.А. в 1989 году.

В декабре 1983 года  на должность преподавателя  по  классу  фортепиано  была принята Диюк Нина Павловна. Вот уже на протяжении многих лет ей удается сохранять в школе атмосферу теплого дома.

На первом этапе, как и во всяком начинании, было много трудностей: неукомлектованность материально-технической базы, отсутствие собственных инструментов у детей. Несмотря на это с каждым годом вырастал контингент учащихся, увеличивалась также возможность выбора инструмента. Если в момент возникновения школы ребята могли обучаться только игре на баяне или фортепиано, то позже, с расширением преподавательского состава, они уже имели возможность поступить в класс домры, аккордеона, в настоящее время – в класс гитары. В течение нескольких лет дошкольники и младшие школьники могут развивать свои способности на отделении раннего эстетического воспитания, где им преподают музыкальную грамоту, слушание музыки, учат петь в хоре и постигать азы игры на инструменте. С 2012 года на отделении эстетического воспитания введен в обучение иностранный язык (английский).

На 1970-80-е годы пришелся период расцвета самодеятельности в нашей стране. Музыкальная школа, являясь одним из общественных институтов, также не осталась в стороне. Каждый из преподавателей был закреплен за каким-то самодеятельным коллективом той или иной организации. Например, Смертенюк Т.Н. долгое время руководила самодеятельностью Козыревского леспромхоза, Марченков В.И. до 1991 года управлял самодеятельным хором жителей поселка, которые не только давали концерты в ДК «Лесников», но и выезжали в с. Майское, на Крапивную и т.д.

Активно сотрудничала музыкальная школа и с местной воинской частью, расположенной в полукилометре от поселка. Для военнослужащих устраивались концерты, в которых принимали участие как ученики, так и преподаватели школы.

В это же время был организован так называемый «народный университет», в котором учителя ДМШ читали всевозможные лекции на музыкальные темы, иллюстрируя свои выступления грамзаписями или исполнением живой музыки.

Ни один праздник или знаменательная дата не обходились, да и сейчас не обходятся без музыкальной школы.

Но особенно тесно музыкальная школа сотрудничала со школой общеобразовательной, уделяя большое внимание детям п. Козыревск. Для них организовывались лекции-уроки по творчеству детских композиторов, по классическим произведениям, написанным специально для детей, а также внеклассные мероприятия на следующие темы: «Д. Шостакович и его «Седьмая (Ленинградская) симфония», «Связь музыки и поэзии», «Песенное творчество советских композиторов» и т.д. Это требовало много подготовки в связи с примитивностью технических средств, но было очень интересно.

Школа накапливает и продолжает традиции по организации мероприятий, способствующих большему проявлению детьми творческих способностей. Постоянно организуются тематические концерты преподавателей и учащихся для жителей поселка, ежегодные выступления ребят на выездных концертах в поселках Ключи, Усть-Камчатск, участие в районном фестивале «Усть-Камчатские зорьки», в краевых конкурсах с заниманием призовых мест.

Детская музыкальная школа п. Козыревск является малокомплектной школой, но славна она не числом. За 42 года из ее стен выпустилось более 150 учащихся, которые стали настоящими ценителями музыки. За последние 10 лет многие выпускники выбрали профессию музыканта или каким-то образом связали свою дальнейшую жизнь с музыкой и искусством: Салабуто Лена, Салабуто Тоня (окончили музыкальное училище в г. Могилеве по классу баяна и домры), Уксусова Ира (окончила Институт Культуры г. Хабаровска), Церцвадзе Илона (окончила музыкальное училище в г. Петропавловске-Камчатском, в данный момент является преподавателем ДМШ п. Козыревск), Смуровский Олег (окончили музыкальное училище в г. Петропавловске-Камчатском, преподает в ДМШ г. Петропавловска-Камчатского), Рагунович Галя (преподаватель ДМШ и учитель музыки в МОУ СОШ № 6 п. Козыревск), Исайкина Наташа (актриса), Марченков Рома (продюсер музыкальных программ на радио «Европа плюс»), Минеева Юля (музыкальный работник детского сада п. Козыревск), Майорова Женя (педагог эстетического воспитания в ДМШ п. Козыревск), Климина Ира (окончила Камчатский колледж искусств, в 2012 году поступила в Санк-Петербургский университет по классу огана) и многие другие.

В настоящее время уже второе, а в некоторых семьях – и третье поколение детей обучается в ДМШ. Этим могут похвастать, например, семья Рагунович, Нидерквель, Климиных, Рыковых, Супрунец, Костыльнюк, Майоровых и др.

До 1990-х годов все учреждения культуры нарабатывали традиции, занимая свою нишу в образовательном, воспитательном процессе. В годы перестройки эта система рухнула. Крайне нестабильная экономическая обстановка повлияла на все жизненно важные процессы общества, поставила их под угрозу. Массовые отъезды специалистов, крайне скудное финансирование образования затормозили дальнейшее развитие, подорвали кадровый потенциал учреждений культуры, образования. Но благодаря усилиям многих руководителей постепенно удается выйти из кризиса.

На данном этапе развития школа старается не снижать темпов и качества работы. Доказательством тому является участие в ежегодных районных фестивалях, победы на краевых конкурсах, поступление абитуриентов в Камчатский колледж искусств.