Рабочий учебный план образовательных программ
отделения обще эстетического образования
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемые новые учебные планы рекомендуются для отделений раннего эстетического развития и отделений подготовки детей к обучению в детской школе искусств.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ. Кроме того, раннее музыкально-эстетическое воспитание дает результаты в развитии способностей ребенка намного более эффективные и устойчивые, чем обучение с 7-8 лет.
Одна из первостепенных задач дошкольного обучения в детских школах искусств – выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование музыкально-эстетических навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков.
Основные принципы организации образовательного процесса
В связи с тем, что в системе детского художественного образования Министерства культуры Российской Федерации используются организованные формы обучения детей дошкольного возраста, при организации образовательного процесса на отделениях раннего эстетического развития и отделениях подготовки детей к обучению в детской школе искусств необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.
- Учащиеся должны посещать школу не более 5-и раз в неделю.
- Оптимальное время для занятий с учащимися дошкольного возраста – дневное время с 10 до 12 часов или вечернее время с 17 до 18.30.
- Продолжительность непрерывных занятий – 30 мин (для учащихся 5-6 лет), 40 мин (для учащихся 7-8 лет.)
- Количество занятий в день – не более 3-х.
- Основными в обучении дошкольников являются комплексные занятия, использующие различные силы учебной деятельности в игровой форме.
- Группы должны комплектоваться по возрасту учащихся.
- Аудитории, предоставляемые для занятий с дошкольниками, должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика, кроме того, данные аудитории должны быть оснащены соответствующей мебелью и средствами обучения.
Для выполнения данных требований предлагаются следующие примерные учебные планы.
I ступень
№п/п |
Наименование предмета |
Количество часов в неделю |
Всего |
1 |
Музыкальная грамота |
1 |
1 |
2 |
Слушание музыки |
1 |
1 |
3 |
Хор |
1 |
1 |
4 |
Иностранный язык |
1 |
1 |
ИТОГО: 4 |
II ступень
№п/п |
Наименование предмета |
Количество часов в неделю |
Всего |
1 |
Музыкальная грамота |
1 |
1 |
2 |
Слушание музыки |
1 |
1 |
3 |
Хор |
1 |
1 |
4 |
Иностранный язык |
1 |
1 |
5 |
Предмет по выбору |
1 |
1 |
ИТОГО: 5 |
Перечень предметов по выбору:
- ансамбль
- сольфеджио
- художественное слово
- музыкальный инструмент
III ступень
№п/п |
Наименование предмета |
Количество часов в неделю |
Всего |
1 |
Музыкальная грамота |
1 |
1 |
2 |
Слушание музыки |
1 |
1 |
3 |
Хор |
1 |
1 |
4 |
Иностранный язык |
1 |
1 |
5 |
Предмет по выбору |
1 |
1 |
ИТОГО: 5 |
Перечень предметов по выбору:
- ансамбль
- сольфеджио
- художественное слово
- музыкальный инструмент
Примечание:
- Учащиеся 1-3 ступени, считаются учащимися младших классов
- Занятия по предметам проводятся группами – в среднем 5-ть учащихся
- Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, предусматриваются концертмейстерские часы для проведения занятий с вокальным ансамблем.
- Выпускники III ступени считаются окончившие полный курс обучения на отделении эстетического образования. По решению директора школы с учетом мнения педагогического совета, учащиеся могут продолжить обучение в школе на инструментальном отделении.
- По желанию учащихся и их родителей директор школы имеет право освобождать учащихся от предмета по выбору. Образовавшийся резерв часов может быть использован по усмотрению руководства школы.