Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа № 2
Согласовано Руководитель Управления образования администрации Усть-Камчатского муниципального района
__________________Н.В Рябова «___»_____________ 2014 год
|
|
Принято Решением педагогического совета Протокол № __ от _________2014 г.
|
Утверждаю Директор МБОУДОД ДМШ №2 __________ В. И. Марченков
Приказ № ___-ОД от______2014 г. |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 2»
на 2014 – 2017 годы
п. Козыревск
2014 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
МИССИЯ ШКОЛЫ
— духовно-нравственное развитие подрастающего поколения;
— возрождение и сохранение народных традиций, воспитание интереса к культурному наследию;
— воспитание творческой личности;
— подготовка к самопознанию, самообразованию и самовоспитанию детей в области художественно-эстетической направленности (музыкальное искусство);
— развитие врождённых склонностей и задатков;
— расширение, углубление знаний, умений и навыков.
— помощь в профессиональном самоопределении
Детская музыкальная школа – современное образовательное учреждение, обеспечивающее гармоническое развитие детей и молодёжи на основе дифференцированных образовательных программ по различным направлениям.
Школа создаёт комфортные условия для реализации творческого потенциала детей, выявляет наиболее одарённых. Пропагандирует лучшие образцы классического и современного искусства, прививает эстетический вкус.
Школа работает совместно с учреждениями образования поселка, взаимодействует с библиотекой, Досуговым центром «Ракета».
Детская музыкальная школа № 2 – муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Деятельность школы направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и общества.
ДМШ № 2 открыта в 1968 году.
Высокий профессионализм и творческий потенциал педагогического коллектива позволил школе быстро стать центром эстетического развития в поселке.
Были открыты отделения народных инструментов и класс фортепиано. Несмотря на маленький контингент (до 60 человек) школа стала пользоваться большой популярностью. За первое десятилетие были созданы: Ансамбль домристов, ансамбль баянистов, хоры, дуэты фортепиано и многое другое.
Школа выпустила более 200 выпускников, более 10 – стали профессиональными музыкантами, получили среднее профессиональное, высшее специальное образование. На счету школы победители районных и Краевых, музыкальных конкурсов.
В настоящее время — школа обладает хорошей материальной базой, в полной мере справляется с возложенными на неё обязательствами, создавая в своих стенах условия для личностного развития, художественного творчества и профессионального самоопределения детей. Именно здесь не только рождаются таланты, но формируется образованное, культурное новое поколение России условия для творческого развития детей.
Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности в сфере музыкального искусства по направлениям и специальностям:
— фортепиано;
— баян, аккордеон;
— домра;
— эстетическое образование;
Школа осуществляет основные виды образовательной деятельности: индивидуальные, групповые занятия с учащимися, коллективное музицирование, учебно-познавательные мероприятия (фестивали, конкурсы), внеурочные мероприятия.
Стратегические приоритеты.
Политика государства в области образования, в том числе дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, строится на принципах: доступность – качество – эффективность.
Из этих принципов ставятся следующие задачи:
- обеспечить достижение новых результатов образования при
эффективном использовании ресурсов;
- использовать организационно-финансовые механизмы новой
системы оплаты труда в целях повышения эффективности и качества труда преподавателей, привлечения дополнительных ресурсов;
- обновить механизмы работы с преподавателями в целях обеспечения
новых результатов образования;
- модернизировать управленческую деятельность;
- разработать систему контроля и оценки качества образования,
ориентированную на достижение новых результатов;
- оплачивать и стимулировать достижение конкретных результатов, а не
осуществление процессов.
Принципы деятельности:
Школа основывает свою деятельность на следующих принципах:
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— свободное развитие личности;
— социально-ориентированная направленность образования;
— адаптивность образовательных программ к уровням и особенностям эстетического развития и подготовки учащихся.
Школа обладает самостоятельностью в организации учебно-воспитательного процесса. Она осуществляет свою деятельность с учётом местных социально-экономических условий, запросов детей, потребностей семьи и в соответствии с законодательством РФ.
В основе системы управления учебно-воспитательной работы лежит гуманистическая направленность управления, коллегиальность в управлении в сочетании с единоначалием и персональной ответственностью, создание максимальной творческой свободы для всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Права учащихся обозначены в Уставе школы, в правилах внутреннего распорядка сотрудников и Правил поведения обучающихся.. По желанию родителей им может быть предоставлена возможность выбора преподавателя, факультативных предметов.
Учебный план, являющийся основой деятельности школы, отражает образовательную деятельность и направленность, учитывающую социальный заказ поселка, постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей от 6 до 17 лет, их родителей, социальной сферы в целом. Реализует идею интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности, решает образовательные задачи, стоящие перед школой на конкретный период её деятельности.
Музыкальное исполнительство вообще предполагает свободу высказывания и проявление личных симпатий и антипатий, как в самом процессе исполнения, так и в выборе репертуара. Репертуарные списки обогащаются произведениями современных композиторов. На уроках специальности, наряду с прохождением обязательного репертуара, можно научиться подбирать по слуху, музицировать.
Учащиеся ДМШ № 2 имеют возможность реализовывать свои навыки в конкурсах, в классных и школьных вечерах и концертах, в творческих заданиях на групповых занятиях. Пусть победителями становятся не все ученики, но их души открыты для восприятия классической и народной музыки, гармонии, они учатся глубоко разбираться в музыке, быть неравнодушными, отличать истинно ценное в жизни от подделок. И этому учит детей музыкальная школа.
Основные принципы организации образовательной среды в ДМШ №2
Открытость, как процесс образования, обращённого как к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к самой организации взаимодействия внутри ДМШ и с социальной средой;
Вариативность, обеспечивающая выбор индивидуального развивающего маршрута, разработку различных вариантов образовательных программ, дифференцированных в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов ребёнка;
Адаптивность, предусматривающая такое взаимодействие участников образовательного процесса, при котором согласовываются требования и ожидания всех его участников;
Партнёрство, предполагающее формирование партнёрских отношений между участниками образовательного процесса и развитие взаимодействия ДМШ и окружающего социума.
Специфика вхождения ребёнка в мир искусства – добровольная. Это создаёт необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у обучающихся. Отсутствие жёстких образовательных стандартов задаёт такие особенности, как креативность, дифференциация воспитательного процесса, индивидуализация содержания образования, подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником, необходимый высокий профессионализм преподавателей.
В современных условиях возникает необходимость не в дисциплинированном исполнителе, а в творческом человеке, способном к самообразованию и непрерывному личностному росту. Поэтому в нашей воспитательной системе задачи помощи воспитанникам в личностном и профессиональном самоопределении являются базовыми.
Развивающая образовательная среда ДМШ – это совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, влияющих на культурное развитие и самоопределение детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения. Это среда заботы, интереса, деятельности, творчества. Воспитательный потенциал развивающей среды определяется существованием и развитием общности взрослых и детей на принципах равенства и взаимного уважения.
Наша воспитательная система – это открытая система, и поэтому в её развитии большую роль играет внешняя среда. Мы стремимся расширить воспитательную среду школы через организацию сотрудничества с социокультурной средой.
В настоящее время учреждения дополнительного образования детей находятся в поиске собственных уникальных идей. Для нас одной из таких задач является удовлетворение широких потребностей населения в предоставлении полного комплекса услуг, удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования и расширение возможностей получение подготовки обучающихся по одному или нескольким предметам, поддержание в школе определённого уровня культурных норм и ценностей.
Качественные преобразования жизни российского общества, вызванные радикальной сменой политико-экономических и ценностно-смысловых ориентиров, неизбежно меняют личную направленность, содержание и выявляют некоторые процессы, имеющие негативные последствия для развития человека, такие, как: усиление общественного практицизма и приоритета материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства, приведшая к изменению приоритетов в культурных ценностях общества, деформация эстетических вкусов молодежи.
Влияние искусства на личность носит комплексный характер, воздействуя одновременно на чувства, разум и волю человека. Искусство совершает работу по нравственному формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, ошибкам. Эффективность формирования культуры чувств предопределена возрастной восприимчивостью в школьный период жизни человека.
Каждый человек – «ценность». Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными возможностями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которым относится школа.
Задача школы – построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы естественные потребности ребенка в движении, игре, подражании удовлетворялись и развивали его.