Аннотации к рабочей программе по учебному предмету
ПО.02.УП.02. «Слушание музыки»
ДПОП в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Народные инструменты»
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учетом ФГТ к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:
— развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
— формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок реализации учебной программы: для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года
Цель программы:— воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задача программы:
— развитие интереса к классической музыке;
— знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
— воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
— приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
— осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
— накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;
— развитие одного из важных эстетических чувств — синестезии (особой способности человека к сенсорному восприятию);
— развитие ассоциативно-образного мышления. С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы — игровое и графическое моделирование.
Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Первый год обучения посвящен знакомству с элементами музыкальной ткани. Изучение каждого из выразительных средств включает несколько этапов: термин и его расшифровка, объяснение; музыкальные обозначения, графическое изображение; возможные градации; выразительные возможности, семантическая нагрузка (смысл, значение, ассоциативный ряд).
Второй год обучения посвящен воспитанию интонационного слуха. Звукоизобразительная интонация осваивается на примере картин природы, сочинений – портретов, настроений в музыке.
Третий год обучения основан на знакомстве с жанрами музыкального искусства и их подвидами. Рассматривается каждый из жанров не только как исторически сложившийся вид музыкального сочинения с комплексом устойчивых признаков, но и как своеобразный «знак» времени, эпохи, жизненной ситуации, физического, психологического, духовного состояния, как «содержательно — ассоциативная модель»
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
— объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
— поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
— игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью, оформлены наглядными пособиями.