Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

титул

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 МБОУ ДОД ДМШ № 2 п. Козыревск

 Изменения в Российском обществе вызвали изменение и в его социальном заказе перед системой образования: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Парадигма непрерывного творческого развития человека может быть реализована прежде всего в системе непрерывного дополнительного образования, в которой ребенок должен адаптироваться с первых лет учебной деятельности в общеобразовательной школе — ориентировочная модель такой системы представлена в структуре и содержании разделов данной образовательной программы.

Образовательная программа МБОУ ДОД ДМШ № 2 п. Козыревск отражает ведущие цели, задачи, направления и содержание деятельности детской музыкальной школы, обеспечивает сохранение целостности образовательного пространства учреждения и его специфики и определяет главный результат педагогического процесса детской музыкальной школы — обеспечение достижения учащимися уровня музыкальной, художественной образованности, являющейся основой социализации личности и ее профессионального самоопределения. В данном результате мы определяем три позиции:

· элементарная музыкальная грамотность — базовый уровень обученности основным способам музыкальной деятельности (чтение и понимание нот, нотная грамота, слышание и понимание музыкальной композиции, исполнение музыкальных произведений соответствующего уровня освоенной программы и т.д.);

· функциональная музыкальная грамотность — способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности (чтение нот «с листа», музицирование в различных социально-бытовых ситуациях, умение разбираться в музыкальных произведениях различных жанров и т.д.);

· музыкальная компетентность — деятельностная самореализация в музыкальном творчестве, способность объективно оценивать границы собственных музыкальных возможностей, способность к осознанному выбору профессии музыкального профиля и дальнейшему профессиональному обучению.

Все эти уровни поэтапно призвана реализовать данная образовательная программа в педагогическом процессе детской музыкальной школы № 2.

1 модуль: Характеристика школы (информационная справка) и принципов ее образовательной политики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2» является единственным в поселке Козыревск учреждением дополнительного музыкального образования детей в ведении муниципального управления образования. Школа осуществляет бесплатное музыкальное образование детей преимущественно от 5-до 18-летнего возраста. Ежегодно в школе в среднем обучается 60 учащихся. Содержание и организация образовательной деятельности учреждения обусловлены спецификой образовательных потребностей и возможностей жителей поселка и отражаются в 2-х направлениях – образовательных программах (ОП):

· ОП «Инструментальное исполнительство»

народные инструменты (домра, баян, аккордеон);

фортепиано.

· ОП «Общее эстетическое образование»

Детская музыкальная школа №2 ориентирована на музыкальное, эстетическое образование детей с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, музыкальных, интеллектуальных и других) особенностей, музыкальных, образовательных потребностей и возможностей путем создания адаптивной музыкальной, педагогической системы и максимально благоприятных условий для развития каждого ребенка.

В соответствии с этим, данная образовательная программа — это целостная педагогическая система, опирающаяся в своей жизнедеятельности на принципы:

— гуманизации (утверждение ценности общекультурного наследия человечества, внимание к музыкальным и художественным ценностям);

— дифференциации (выявление и развитие у учащихся склонностей способностей к различным изучаемым отраслям музыкальных знаний, художественной и музыкальной культуры);

— индивидуализации (построение образовательного процесса с каждым учащимся на основе его индивидуальных интересов, склонностей и способностей; учет индивидуальных особенностей педагогов в реализации ими педагогических замыслов);

— личностного подхода (обеспечение благоприятных условий для личностного роста каждого субъекта образовательного процесса как полноценно функционирующей и развивающейся личности, находящейся в непрерывном движении становления);

— прогностичности (учет тенденций изменения социального заказа и системы образования, видение новых интересов и потребностей участников образовательного процесса);

— творческой направленности (утверждение ценностей творчества, новаторства);

— активности (включение всех участников образовательного процесса во все сферы жизнедеятельности школы).

Данные принципы, лежащие в основе содержания образовательной программы МБОУ ДОД ДМШ №2, ориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его музыкальных способностей и внутреннего духовного мира, эмоциональной и волевой сферы, на творческое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей (лиц их заменяющих)).

2 модуль: Аналитическое обоснование программы: образовательные интересы и потребности детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и условий его развития; выделение проблем, которые предполагается решать.

Данная образовательная программа представляет собой результаты осмысления педагогической практики и потребностей общества в обновлении содержания дополнительного музыкального образования.

Поселок, в котором расположена МБОУ ДОД ДМШ №2, характеризуется с недостаточно развитой социальной инфраструктурой. В поселке проживает много малообеспеченных семей, не способных вкладывать в образование ребенка значительные средства. Большинство родителей озабочено добыванием средств к существованию, в том числе на нескольких местах работы, а потому не способны уделять детям достаточно внимания. В этих обстоятельствах определенная часть родителей испытывают потребность в обеспечении детей в безопасных условиях воспитания и заинтересованы в вовлечении детей в дополнительное образование.

Ограниченные возможности инфраструктуры для досуговой занятости детей в поселке, а также естественная потребность детей в деятельности способствуют возникновению у них интереса к профилю музыкальной школы, предоставляющей бесплатные образовательные услуги. При этом в поселке есть определенная часть детей, имеющих природные музыкальные способности — из малообеспеченных семей, желающие получить хорошее музыкальное образование, в том числе как основу будущей профессии.

МБОУ ДОД ДМШ № 2 видит решение проблемы удовлетворения разнообразных потребностей социума в создании адаптивной педагогической системы музыкального, образования, способной реализовать все спектры социального заказа.

Однако анализ образовательной практики системы дополнительного музыкального, образования позволяет выявить ряд противоречий:

• между предметной структурой музыкального образования и необходимостью получения интегративных результатов развития творческой личности;

• между требованием единых образовательных программ и необходимостью удовлетворить индивидуальные потребности и интересы учащегося, максимально развить индивидуальные способности;

• между возрастающим объемом содержания музыкального, образования и необходимостью соблюдать возрастные нормативы учебной нагрузки на ребенка в целях сохранения его здоровья и развития его мотивации к усложняющемуся по мере продвижения по ступеням образования виду деятельности.

Детская музыкальная школа № 2 призвана решить важную современную педагогическую проблему: как не только удержать, но и развить естественный интерес ребенка к окружающему миру и к творческой деятельности в процессе музыкального, образования?

3 модуль: Концептуальные подходы, назначение, приоритетные направления, цели и задачи образовательной деятельности МБОУ ДОД ДМШ №2.

Новые концептуальные подходы детской музыкальной школы основываются на её философии как признании ценности личности каждого ребенка, которому предоставляются оптимальные возможности для развития и реализации потенциальных музыкальных способностей, позитивной развивающей коммуникации, творческой активности, гражданского становления — как основы личностного развития, социализации в позитивном социуме и профессионального самоопределения.

Деятельность школы базируется на гуманистических подходах к формированию психологически и физически здоровой, творческой личности с активной гражданской позицией, способной интегрировать в региональную, национальную и мировую культуру, реализуя свой творческий потенциал в собственных жизненных интересах и в интересах общества. Данная деятельность школы осуществляется в контексте обеспечения преемственности между начальной и основной ступенями дополнительного образования, профессиональной ориентации на третьей ступени обучения, реализации личностного подхода.

Миссия детской музыкальной школы: формирование культурной, социально адаптированной, развивающейся творческой личности с активной гражданской позицией, с адекватной самооценкой и оценкой окружающего мира готовой к реализации своего музыкального потенциала к сотворчеству, с сформированной устойчивой мотивацией к самоактуализации, музыкальному самообразованию и самоопределению.

 

 Целями деятельности школы являются:

 • музыкальное развитие обучающихся посредством создания музыкально-эстетической среды и организации специальных видов деятельности;

• социальная адаптация обучающихся за счет освоения ими обязательного минимума содержания музыкальных образовательных программ, общекультурного развития и навыков творческой коммуникации;

• создание основы для ранней профессиональной ориентации учащихся как основы осознанного выбора и последующего освоения профессиональных музыкальных образовательных программ за счет использования реализации личностного подхода и практико-ориентированных технологий обучениями специализации в старшем звене обучения.

 Задачи образовательной программы МБОУ ДОД ДМШ №2:

 • осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

• обеспечение условий для выполнения задачи вхождения ребенка в мир музыкального искусства как важного компонента культуры, освоение мировых музыкальных ценностей;

• обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного музыкального образования;

• использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

• создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей;

• адаптация современных методик, технологий и программ к условиям детской музыкальной школы, использование учебников и пособий нового поколения, разработка авторских методик, технологий и программ музыкального образования в условиях детской школы искусств новой ведомственной подчиненности (министерству образования).

Концептуальные подходы к организации образовательной деятельности детской музыкальной школы реализуются через учебный план.

4 модуль: Учебный план, регламентирующий образовательный процесс.

Учебный план МБОУ ДОД ДМШ № 2 (Приложение) составлен на основе нового поколения Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (Москва, 2005); Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств (Москва, 2003), рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 № 66-10-16/32) для использования в образовательном процессе детских школ искусств (в отсутствии подобных планов Министерства образования Российской Федерации).

Целью данного учебного плана является: создание благоприятных условий организации учебного процесса на основе выявления и реализации способностей каждого ребенка на всех этапах обучения, определения перспектив его развития — и тем самым предоставление оптимальных возможностей для активного включения в непрерывный процесс музыкального образования. Данный учебный план разработан с учетом учебных программ музыкального образования, адаптированных к условиям МБОУ ДОД ДМШИ №2 для работы на площадках общеобразовательных школ.

Структура и содержание учебного плана соответствует требованиям примерного (типового) учебного плана и состоит из двух основных частей — инвариантной и вариативной.

Инвариантный блок учебного плана реализует федеральный компонент требований музыкальных образовательных программ и обеспечивает единое образовательное пространство. Предметы инвариантной части.

1. Музыкальный инструмент;

2. Сольфеджио;

3. Музицирование;

4. Слушание музыки;

5. Музыкальная литература;

6. Элементарная теория музыки;

7. Коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль);

Инвариантная часть учебного плана гарантирует каждому учащемуся овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков для продолжения образования (самообразования), участия в творческих коллективах (в том числе в детской музыкальной школе) и адаптации в современном культурном пространстве.

Вариативный блок учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей музыкального образования, творческих возможностей и интересов каждого учащегося. Эта часть учебного плана реализуется на предметах по выбору учащихся, углубленного освоения предметов, индивидуальных и групповых занятиях.

Предметы вариативной части (предметы по выбору):

1. Другой музыкальный инструмент;

2. Подготовка концертных номеров;

3. Сольфеджио;

4. Музыкальная грамота;

5. Вокальный ансамбль;

 

Учебный план детской музыкальной школы обеспечивает сочетание стандартизации музыкального образования (для обеспечения единого образовательного пространства) и развития компетентного педагогического творчества, основанного на знании педагогом индивидуальных особенностей учащихся и закономерностей музыкального образования и музыкального творчества. То есть учебный план школы является правовой основой деятельности каждого педагога.

Учебный план разработан в соответствии с требованиями:

• полнота (учет требований программ музыкального образования, образовательных интересов и потребностей детей, родителей, социума);

• целостность (внутренняя взаимосвязь структуры и содержания Учебного плана и их соответствие образовательным программам изучаемых дисциплин);

• сбалансированность (целесообразное распределение, уравновешенность затрат между областями, циклами, предметами, ступенями обучения и т. д.);

• преемственность (соблюдение логики содержания музыкальных образовательных программ по классам и ступеням образования; использование методик, технологий и форм образовательной деятельности в соответствии с возрастными закономерностями обучающихся);

• актуальность (соответствие содержания и структуры учебного плана реальным современным потребностям в музыкальном образовании как одной из форм социализации личности);

• динамичность (возможность переориентации учащегося на этапах обучения, соответствующих вариативной части плана);

• перспективность (для учащихся — обеспечение выпускников каждой ступени базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимым для продолжения музыкального образования; для педагогов — обеспечение условий для непрерывного творчества и саморазвития; для детской музыкальной школы — создание ресурсов для совершенствования образовательного процесса).

 

Учебный план ориентирован на реализацию двух образовательных программ (ОП):

· ОП «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты; фортепиано).

· ОП «Общее эстетическое образование»

Учебный план обеспечивает недельную нагрузку на каждого обучающегося, не превышающую максимально допустимую (в соответствии с примерным учебным планом образовательных программ детских школ искусств (Москва, 2005), рекомендованного Министерством культуры Российской Федерации для использования в образовательном процессе детских школ искусств).

Учебный план содержит целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки учащихся и ее распределение. Комплекс предметов и объем часов, зафиксированных в учебном плане, определяют полноту и интенсивность образовательного процесса, что полностью отвечает целям и задачам музыкального образования.

Целями и задачами  ОП «Общее эстетическое образование» являются:

 • выявление и развитие творческих музыкальных способностей учащихся в рамках образовательного процесса;

• формирование навыков специальной учебной деятельности;

• овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков (в соответствии с содержанием программы);

• достижение уровня образованности, соответствующего функциональной грамотности;

• знакомство с инструментом.

На Отделении эстетического образования осваиваются следующие образовательные программы:

1. Слушание музыки

2. Музыкальная грамота

3. Хор

4. Английский язык

5. Музыкальный инструмент

Важное место среди предметов Общего эстетического образования занимает предмет «Слушание музыки», который позволяет более эффективно решать вопросы развития музыкального мышления учащихся на начальном этапе обучения и готовит их к освоению более сложного предмета — «Музыкальная литература» в следующих годах обучения.

Целями и задачами обучения ОП «Инструментальное исполнительство» являются:

 — развитие музыкальных способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте;

— исполнение произведения различных жанров и стилей;

— приобретение навыков: ансамблевой игры, чтение с листа, самостоятельной работы над произведением;

— овладение основами аккомпанемента

На отделении «Инструментальное исполнительство» осваиваются следующие образовательные программы:

1. Фортепиано

2. Баян

3. Аккордеон

4. Домра

Важным отличием организации процесса музыкального образования по отдельным предметам является количество учащихся при различных формах обучения.

Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе — от 5 человек;

Количественный состав групп по хору в среднем 12 человек, по другим формам коллективного музицирования — от 2-х человек.

Данные нормативы определены на основе примерного учебного плана образовательных программ для детских школ искусств (Москва, 2005), рекомендованного Министерством культуры Российской Федерации для использования в образовательном процессе детских школ искусств.

Время, отведенное на хор, может быть использовано как на групповые, так и на сводные занятия в соответствии с учебным планом.

Особенностью реализации учебных планов МБОУ ДОД ДМШ № 2 является возможность предусматривать, в пределах имеющихся средств, дополнительные часы, помимо зафиксированных в учебном плане:

— репетиционные часы для подготовки концертов, конкурсов и других мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса из расчета 1 час в неделю на каждого ученика (или группу);

— концертмейстерские часы:

— для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, аккордеона, гитары) из расчета 1 час в неделю на каждого ученика;

— для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом (по 1 часу в неделю);

— для поведения занятия по дополнительному музыкальному инструменту (из расчета одного часа в неделю на каждого ученика);

Использование возможностей предмета по выбору позволяет:

— применить на практике методы дифференцированного обучения;

— научить ребенка осознанно и добровольно определять свой выбор и нести ответственность за него;

— администрации школы использовать резерв часов, образующийся при отказе учащихся от предмета по выбору, для увеличения часов на другие предметы учебного плана.

Все компоненты учебного плана МБОУ ДОД ДМШ № 2», как и в целом образовательной программы, имеют соответствующее учебно-методическое обеспечение.

Наряду с этим детская музыкальная школа призвана решить проблему: как исключить использование традиционных форм и методов музыкального образования, не учитывающих реальные учебные возможности и потребности учащихся, а потому дающих низкие результаты?

Разрешить все выявленные противоречия и проблемы педагогический коллектив детской музыкальной школы намерен через определение новых концептуальных подходов к организации деятельности.

5 модуль: Учебно-методическое обеспечение образовательной программы

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы МБОУ ДОД ДМШ №2 ориентировано на реализацию целей и задач музыкального образования, возросшие требования к музыкально-просветительской работе в современных условиях.

Одним из важных компонентов учебно-методического обеспечения педагогического процесса школы являются образовательные программы изучаемых дисциплин, адаптированные к условиям детской музыкальной школы.

Все образовательные программы изучаемых в МБОУ ДОД ДМШ №2  дисциплин разработаны на основе типовых программ по предметам:

1. «Музыкальный инструмент»

• народные инструменты (домра, аккордеон, баян);

• фортепиано (дополнительный инструмент)

2. «Ансамблевое исполнительство»;

3. «Хоровое исполнительство»

• хоровой класс;

4. «Слушание музыки»;

5. «Музыкальная литература»;

6. «Сольфеджио»;

7. «Элементарная теория музыки»;

8. «Аккомпанемент»

Образовательные программы изучаемых в МБОУ ДОД ДМШ №2 дисциплин, разработанные педагогами, рассматриваются на методических объединениях.

Методический Совет проводит первоначальную экспертизу программ или изменений, вносимых педагогами в учебные программы. Педагогический Совет принимает и согласовывает учебные планы и программы.

Качественное освоение всех образовательных программ обеспечивается в МБОУ ДОД ДМШ №2 компетентной, профессионально-грамотной работой всего педагогического коллектива и каждого педагога, имеющего специальную профессиональную подготовку, а также необходимыми условиями для проведения занятий (учебные кабинеты для индивидуальных и коллективных занятий), полным комплектом музыкальных инструментов, нотного материала, аудиокассет, СД и DVD дисков и наглядности (представленной пособиями, выполненными типографским способом), и авторскими пособиями педагогов.

6 модуль: Описание особенностей организации образовательного процесса, формы организации образовательной деятельности, педагогических технологий; система промежуточной и итоговой аттестации учеников; взаимообусловленность и преемственность классов.

Образовательный процесс в МБОУ ДОД ДМШ №2 организован на основе единства содержания музыкального образования (знаний, умений, навыков учащихся, опыта их творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности) и форм учебной деятельности, побуждающих развитие самостоятельности, организованности, упорства и интеллектуально-творческой свободы.

Организация образовательного процесса обеспечивает активную деятельность детей в сфере музыкального искусства, что способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к музыке, творчеству и создает условия к переходу от интересов детей к развитию их способностей на основе выбора, решение задачи ранней профессиональной ориентации. Важную роль в организации образовательного процесса и реализации целей и задач музыкального образования играет семья каждого обучающегося. Семья помогает в решении образовательных задач и задач социальной адаптации детей, в сохранении здоровья детей.

Образовательный процесс в МБОУ ДОД ДМШ №2 строится на реализации психолого-педагогических подходов к его организации:

— педагогическое взаимодействие с педагогом, обладающим высокой культурой и профессионально владеющим инструментом и своим предметом;

— максимальная активизация самостоятельности учащегося в решении эстетических и технических задач;

— использование проблемных ситуаций, развивающих интеллект, эмоционально-волевую сферу, музыкальный слух и эстетический вкус ученика;

— индивидуальный подход в методах работы с учеником и содержании изучаемого материала (подбор репертуара, объем заданий, контрольное время на освоение).

Решение основных дидактических задач музыкального образования в школе обеспечивается чередованием различных форм и видов учебной деятельности:

— индивидуальные занятия;

— групповые занятия;

— коллективное музицирование;

— классное собрание;

— изложение педагогом нового материала;

— демонстрация педагогом практических приемов исполнительской деятельности;

— выполнение учебно-практических заданий по учебным и нотным пособиям;

— прослушивание учеником музыки в исполнении педагога и в звукозаписи;

— самостоятельное разучивание учеником произведений;

— чтение нот с листа;

— работа над техническими заданиями;

— подбор произведений по слуху;

— транспонирование;

— коллективное музицирование ученика с педагогом, с соучениками;

— обязательные выступления учащихся на контрольных прослушиваниях (контрольных уроках, технических зачетах, академических концертах, экзаменах);

— участие учащихся в конкурсах;

— публичные выступления учащихся;

— концерты.

Большое значение для учащихся, обучающихся по ОП «Инструментальное исполнительство», играет работа с концертмейстером: исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, развивает их исполнительское мастерство в творческой коммуникации.

Учебный процесс дополняется различными формами внеклассной работы, задачами которой является расширение представлений учащихся о мире музыки и музыкальном творчестве, о мировых художественных шедеврах, развитие творческой инициативы. С этой целью в соответствии с планом учебно-воспитательной работы в школе организуются: музыкальные вечера, встречи с музыкантами,  посещение концертов, участие старших учащихся в концертной и музыкально-просветительской деятельности вне школы, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней.

Организация образовательного процесса МБОУ ДОД ДМШ №2 предусматривает обеспечение обязательной обратной связи о ходе целостного образовательного процесса и его отдельных компонентов:

— систематическое изучение уровня обученности учащихся, их умений и навыков, культуры публичных выступлений (контрольные работы, тестирование, экзамены, академические концерты, технические зачеты, открытые концерты, конкурсы, прослушивания, контрольные уроки);

— педагогическое отслеживание уровня участия детей в жизни школы и культурной жизни социума, развития ценностного отношения к музыкальной культуре (анализ классной и школьной документации, конкурсы, фестивали);

— учет участия родителей и других членов семьи учащихся в жизнедеятельности школы, в музыкальном становлении ребенка (анализ школьной документации; собеседования с родителями, родительские собрания (класса и общешкольные);

— организация системы непрерывного контроля за состоянием образовательного процесса (входной, промежуточный и итоговый анализ, анкетирование, собеседования со всеми участниками образовательного процесса).

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1) оценка работы ученика на занятиях;

2) оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене;

3) результаты контрольных уроков;

4) другие выступления ученика в течение учебного года.

7 модуль: Психолого-педагогическое обеспечение реализации образовательных программ; направленность образовательного процесса на социализацию, адаптацию и самоопределение учащихся.

Основное назначение психолого-педагогического обеспечения реализации образовательной программы заключается в формировании адаптивной модели педагогической системы детской музыкальной школы. Адаптивность модели (Адаптивность — система образования (нахождение детской музыкальной школы в образовательной среде) проявляется в ее открытости для всех детей поселка с самыми разными способностями и возможностями: от выдающихся до обычного естественного проявления детской познавательной деятельности.

Бесплатность обучения в детской музыкальной школе создает возможности для получения качественного музыкального образования каждым ребенком, независимо от материальной обеспеченности семьи.

Адаптивность педагогической системы МБОУ ДОД ДМШ №2 обеспечивается мобильностью, гибкостью и многообразными педагогическими технологиями, формами и методами работы с детьми. В основе работы с учащимися на инструментальных  отделениях лежат индивидуальные планы — важный документ, отражающий и характеризующий процесс развития ученика. По итогам каждого учебного года на ученика составляется характеристика, которая освещает следующие стороны его индивидуальности:

• уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту;

• общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции; отношение к музыке, музыкальным занятиям;

• работоспособность, собранность;

• уровень развития самостоятельности, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений;

• успехи к концу учебного года;

• недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.

В характеристике учащихся с профессиональными данными отражаются также такие индивидуальные качества, как развитие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные.

Педагогический процесс, наряду с достижением ведущих целей и задач музыкального образования, направлен на сохранение (и восстановление) здоровья учащихся, систематическую педагогическую и социальную поддержку всех участников образовательного процесса в МБОУ ДОД ДМШ №2.

8 модуль: Управление реализацией программы

Управление реализацией программы осуществляется административным аппаратом МБОУ ДОД ДМШ №2: директор координирует деятельность педагогического коллектива, обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции (анализ, планирование, организацию, контроль и самоконтроль, регулирование деятельности педагогического коллектива).

Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения функций и полномочий.

Стратегия развития МБОУ ДОД ДМШ №2 определяется Методическим Советом на основе образовательной программы, рассматривается на педагогическом Совете и утверждается директором МБОУ ДОД ДМШ №2. Основой оценки реализации образовательной программы является создание банка данных о потребностях в образовательных услугах и степени удовлетворения их школой, о мотивации учеников, творческом уровне педагогов. Данная информация является общедоступной и постоянно обновляется.

Важное направление управления образовательной программы — создание коллектива единомышленников, развитие сотрудничества, соуправления с опорой на инициативность.